Эту статью стоит рассматривать как обоснование деятельности арт-центра "Дария". (Заранее прошу прощения за научный язык, которым написана статья, но она была подготовлена по результатам деятельности "Дарии" для третьей международной научно-практической конференции по психологии. Будут вопросы, пишите на форум. - С ув. Наталья.)
Здоровьесберегающий и развивающий потенциал арт-терапевтических воздействий.
Современный этап исторического развития нашего общества требует создания эффективных здоровьесберегающих и развивающих программ для школьников, которые бы способствовали не только эффективному освоению теоретических образовательных предметов, но и обеспечивали адекватное эмоционально – волевое и двигательное развитие учеников, необходимые для поддержания их психического и соматического здоровья.
Как показывает статистика, между здоровьем и образованием учащихся существуют сложные противоречия. Постоянное увеличение потока информации, требовательность к качеству знаний влекут за собой рост учебной нагрузки за счет других компонентов здоровья, создавая условия гипокинезии и эмоциональных отклонений (Г.Д. Бабушкин, В.А. Бобровский, Ю.Б. Муравьев, СВ. Казакова). Учащиеся заняты учебной работой, порой малоэффективной, по 12-14 часов в сутки.
Содержание школьных программ меняется, главным образом, в сторону повышения требований, интенсификации обучения и увеличения объёма учебных загрузок. Так, если во второй половине 20 века недельный учебный план 1–10-х классов составлял 292 часа, то в настоящее время – более 350. Создано большое количество новых программ и учебников, 40% которых сориентировано на продвинутый уровень образования, в то время как доля одаренных детей не превышает 6%, а имеющих высокие учебные способности – 15%. При этом даже типовые программы оказываются не под силу трети школьников. В итоге число неуспевающих школьников достигает 30%.
Большую часть дня учащиеся проводят в стенах образовательных учреждений, в течение десятилетий традиционно ориентированных на контингент здоровых детей. Действительно, в 70-е гг. состояние здоровья учащихся 1–11-х классов по результатам комплексной оценки оставалось практически неизменным за весь период обучения. В 80-е гг. число здоровых школьников от первого к одиннадцатому классу увеличивалось в пять раз, при этом существенно уменьшалось не только число детей с хроническими заболеваниями, но и с функциональными отклонениями. В 90-е же годы наметилась противоположная тенденция, на сегодняшний день переросшая в закономерность. Уровень распространенности заболеваний у детей, по данным МОЗ Украины, существенно повысился и в данный момент составляет 1581,2 случая на 1000 детей. Увеличивается удельный вес хронической и сочетанной патологии в общей структуре заболеваемости детей и подростков. Особенно выросла распространенность патологии эндокринной, нервной, пищеварительной, мочеполовой систем, болезней системы кровообращения, заболеваний опорно-двигательного аппарата. Интенсивность распространенности заболеваний среди подростков за последние 20 лет увеличилась в 13 областях Украины в 2-2,9 раз, в семи - на 50-90%. В результате, только 3-5% детей, которые оканчивают школу, могут считаться полностью здоровыми.
Вполне очевидно, что заболеваемость детей, не есть только следствием интенсификации образования, это скорее следствие современного образа жизни нашего общества, в котором качество часто подменяется количеством и в котором, прежде всего, страдают слабые и незащищённые слои населения. Однако, учитывая, что более 70% времени учащиеся проводят в школе, считаем, что априорной задачей и педагогов, и психологов является повышение качества этого времени. Таким образом, современной системе образования требуется качественно новый подход, позволяющий, в рамках развивающего образования, выдвигать на первый план личностное развитие ученика, т.е. качественное преобразование всех психических сфер ребенка (физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной, духовной) в зависимости от его индивидуальных особенностей. В данном случае речь идет о сдвиге с обучения на развитие, где главной целью является помощь в научении детей саморазвитию, чтобы они смогли стать творцами самих себя.
Развивающая работа, на наш взгляд, одно из наиболее важных и востребованных направлений работы психолога в системе образования с детьми и подростками. Развивающая работа — это совместная деятельность ребенка (группы детей) и психолога, в процессе которой выстраивается мостик между «сегодня» и «завтра» ребенка. Это увлекательное, ценностно окрашенное для всех участников взаимодействие, в рамках которого принимается и приветствуется то, что есть сегодня, и ставятся новые маяки дальнейшего бытия. Если говорить более научным языком, это решение задач развития, актуальных сегодня для данного конкретного ребенка, данной группы детей определенного возраста и этапа коллективного развития, для детей данной школы, данной социальной группы и т.д. В ходе решения этих задач ребенок, подросток обретает новые психологические способности, навыки и умения, возможно, переходит на качественно новый этап понимания мира и самого себя, совершает поступки, которые определяют его мировоззрение и определяются самим мировоззрением. Развитие тех или иных способностей, качеств, умений ребенка происходит в том случае, если на фоне органической и функциональной сохранности психики, эти новообразования востребованы средой, в которой живет и действует ребенок, строит свои отношения с миром и другими людьми. Иначе говоря, если взрослыми спроектирована и реализована определенная социальная и психологическая ситуация развития ребенка. Проектирование и реализация таких развивающих ситуаций составляют существенную часть профессиональной компетентности психолога. При этом у психолога, занимающегося проектированием и реализацией развивающих программ, должны быть свои (но соотносимые с научно обоснованными) ответы на следующие вопросы:
1. Что такое психологическое развитие и саморазвитие человека, каковы его закономерности и роль взрослого в процессах развития ребенка и подростка?
2. На какой основе должны определяться приоритеты в развивающей работе для школьников разных возрастов?
3. На каких принципах должна строиться развивающая работа, чтобы быть эффективной?
4. Каковы критерии эффективности проведенной развивающей работы?
Методологические — ценностно - целевые и операциональные — основания развивающей работы психолога задает, прежде всего, психология развития. И говоря о развитии, как о предмете психологической работы в школе, мы обратимся именно к её основаниям.
Категория «развитие» в ее современном звучании объемлет три несводимых друг к другу смысла: 1. Развитие как объективный факт, естественно осуществляющийся процесс качественных изменений объективной реальности, в том числе человека. 2. Развитие как объяснительный принцип. На его основе могут интерпретироваться изменения, происходящие в человеческом мире. 3. Развитие как цель и ценность европейской культуры.
С точки зрения причин его обусловливающих, можно выделить три вида развития:
1. «Развитие по сущности природы, или становление», как естественная временная последовательность ступеней, периодов, стадий. Такое развитие есть движение от некоторой причины, запускающей (поддерживающей) изменения, и закономерных следствий.
2. «Развитие по сущности социума, или формирование», как процесс изменения деятельности, способов и средств развития, имеющихся в распоряжении человека. Это движение от имеющегося социокультурного образца к его внутреннему присвоению.
3. «Развитие по сущности человека, или преобразование», как процесс саморазвития, движения человека по целям, ценностям и смыслам своего существования.
Развитие ребенка — сложный, многосоставный процесс, который в тех или иных пропорциях содержит в себе и становление, и формирование, и саморазвитие. Для психолога - практика чрезвычайно важно понимание тех объективных принципов, на которые опирается развитие человека, и тех закономерностей, которые характеризуют сам процесс развития. Психологам В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунову принадлежит формулировка свода принципов, характеризующих процессы развития в детстве и отрочестве. Их знание и понимание необходимы для построения эффективного взаимодействия со школьниками, т.е. построения качественной, содержательной работы.
Это следующие принципы:
1.Творческий характер развития, подразумевающий, что главным в развитии должно стать не усвоение опыта, а его порождение.
2. Ведущая роль социокультурного контекста развития, подразумевающий, что программы обучения и воспитания детей должны быть наполнены культурными и историческими контекстами и параллелями.
3. Признание ведущей роли сензитивных периодов развития, что означает
необходимость осваивания определенного культурного содержания в наиболее благоприятный для этого период и с учётом возможностей организма ребенка.
4. Признание совместной деятельности и общения как движущих сил развития, как средств обучения и воспитания.
5. Постулирование ведущей деятельности, законов её смены, как важнейшего основания периодизации детского развития.
6. Учёт зоны ближайшего развития как метода диагностики способностей и возможного шага в развитии ребенка.
7. Понимание необходимости амплификации детского развития как важнейшего условия разностороннего воспитания ребенка.
8. Постулирования непреходящей ценности всех этапов детского развития. Каждый период детской жизни вносит свой вклад в процесс развития и должен быть прожит полноценно.
9. Принцип единства аффекта и интеллекта, или принцип активного деятеля. Программы обучения должны быть ориентированы на развитие не только интеллекта, но и эмоциональной сферы личности.
10. Признание значимости опосредующей роли знаково-символических структур в образовании связей между предметами и действиями. Символизация должна стать принципом развития ребенка.
11. Постулирование важности переходов от внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему в развитии, т.е. признание интериоризации и экстериоризации механизмами развития и обучения.
12. Признание неравномерности развития и формирования психических действий, что в свою очередь предполагает индивидуальный подход к ребёнку.
Все вышеперечисленные принципы подчёркивают, что психическое развитие личности и Человека — это «рукотворный процесс», обладающий четкой культурной обусловленностью. Прохождение от стадии к стадии, характер новообразований каждого этапа имеют выраженную культурную обусловленность и определяются тем культурным контекстом, в котором развивается ребёнок. Поэтому грамотно подобранная, адекватно поданная деятельность может стать основой развивающей и здоровьесберегающей среды, которую взрослые в состоянии создать для детей и подростков. И такой средой может стать арт-терапевтическое пространство, выполняющее арт-терапевтические (здоровьезберегающие, коррекционные), а в последствии и арт-педагогические (развивающие) функции.
Изначально арт-терапия рассматривалась как совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска. Но большинством авторов, затрагивающих в своих публикациях тему арт-терапии, она также понимается как система здоровьесберегающих воздействий, либо как одна из форм психотерапии, основанная на занятиях клиентов изобразительным творчеством в контексте психотерапевтических отношений (отношений клиента со специалистом в области психического здоровья). Это определяет клинические, психологические и художественные основы арт-терапевтической деятельности и позволяет рассматривать ее как одну из форм психологического консультирования либо психотерапии, в зависимости от направленности арт-терапевтических вмешательств и задач работы специалиста. «Целью применения арт-терапии в образовании , -пишет Копытин, - является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации ее психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала. В некоторых случаях арт-терапия может быть использована в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств учащихся. Решение задач развития должно рассматриваться при этом в тесной связи с задачами сохранения и восстановления их здоровья.»
Преимущества именно арт-терапевтических методов как здоровьесберегающих и развивающих состоит в том, что: во- первых, рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы человека; во-вторых, уже сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитие ребёнка, и в этом процессе "ведущий” сам ребёнок. В-третьих, при рисовании у ребёнка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания), производственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера. В-четвёртых, рисование стимулирует развитие правого, образного полушария головного мозга ребёнка (следовательно, и образного мышления).
В-пятых, возможность показать плоды своего труда другим (например, вывесить рисунок на стену для всеобщего обозрения) наполняет душу ребёнка положительными эмоциями через осознание значимости своего творчества, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счёте, за себя как автора, что в свою очередь ведёт к формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру, развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие.
В свою очередь использование технологии «арт-терапии» (рисунка и рисования) позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, его способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – это прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Задача психолога - арт-терапевта: не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции, разрушающие его психику (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения. На арт - терапевтических сессиях дети в созданном воображаемом сюжете активно играют с различными предметами – песком, цветной манкой, волшебными красками и тестом, мелкими бусинками и камешками. Их не учат рисовать, брать "нужную" краску, лепить по образцу, им дают возможность создавать уникальное личное произведение, что соответствует основополагающим элементам арт-терапии, важнейшими из которых являются:
1. рефлексивная ориентация занятий, предполагающая стимулирование школьников к анализу продуктов своей творческой деятельности с точки зрения отражения в них их личностных особенностей и переживаний;
2. высокая степень спонтанности творческих актов со свободным выбором школьниками как содержания, так и средств изобразительной деятельности, а также сознательный отказ психолога от оценки художественно-эстетических достоинств продуктов творческой деятельности школьников;
3. большое внимание психолога к коммуникативным условиям деятельности группы, которые включают высокую степень взаимной толерантности участников занятий, эмоциональную гибкость самого психолога, принятие им особенностей творческой индивидуальности школьников и не навязывание им своего мнения.
Такая психологическая работа со школьниками представляется весьма экологической, поскольку во взаимодействии с ними предполагает гибкие формы. В большинстве случаев арт - терапевтическая работа вызывает у школьников положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Кроме того, арт- терапевтические методы позволяют погружаться в проблему на столько, насколько ребёнок готов к ее переживанию.
Арт – терапия является не только средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка, но и является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях, когда налаживание контактов затруднено. Поскольку терапия творчеством является средством преимущественно невербального общения, это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, в том числе и для детей младшего школьного возраста, которые еще не владеют в полной степени рефлексией и затрудняются выражать словесно свои переживания.
В этом году нами было проведено ежегодное исследование динамики психоэмоциональных состояний в ходе арт-терапевтических занятий в арт-центре «Дария», который активно вот уже шестой год занимается терапией творческим самовыражением, предпочитающим интегративный, мультимодальный арт-терапевтический подход в работе с разновозрастным контингентом женского пола.
1. В исследовании принимали участие девочки младшего школьного возраста (6-10 лет), которые были представлены двумя группами: экспериментальной и контрольной. В экспериментальную группу входили девочки, которые занимаются в арт - терапевтическом центре «Дария», в контрольную – ученицы общеобразовательной школы №---. Исследование проходило в 2 этапа: в середине учебного года и повторное исследование в конце (в экспериментальной группе повторное исследование было сделано после проведенной коррекционной работы).
2. Нами было обнаружено, что благодаря психологической коррекции у большинства девочек из экспериментальной группы снизился уровень тревожности, страхов, также у них отмечался более низкий уровень агрессивности по сравнению с девочками, которые не проходили коррекцию.
3. При сравнении данных, полученных на 1 и 2 этапах исследования, мы обнаружили, что в экспериментальной группе происходит понижение тревожности по 8 параметрам с 10, а в контрольной группе – повышение по всем 10 параметрам, что также подтверждает эффективность проведенной коррекционной арт-терапевтической работы в экспериментальной группе.
4. Нами было обнаружено, что после коррекционной работы у девочек из экспериментальной группы снизился уровень агрессивности на 20%, тревожности на 30%, улучшилась самооценка. В целом уровень агрессивности, тревожности и низкой самооценки, в экспериментальной группе после проведения коррекционной работы был ниже на 21%, чем в контрольной группе (30% в экспериментальной и 51% в контрольной группе). Кроме того, в контрольной группе, в отличие от экспериментальной группы, была отмечена вербальная агрессия у 21,6% девочек.
5. После коррекционной и развивающей работы количество страхов у девочек экспериментальной группы в сравнении с 1 этапом исследования снизился в 1,3 разы, а процент девочек, у которых уровень развития страхов был выше возрастной нормы, снизился больше, чем в 2 раза.
Всё это позволяет сделать вывод о том, что применение методов арт-терапии в образовательном пространстве способствует приобретению всеми его участниками навыков конструктивного взаимодействия, рефлексии, самопознания, самопонимания, самопринятия, а также понимания и принятия окружающих людей. Мы очередной раз пришли к выводу, что мультимодальний подход к решению психологических проблем в младшем школьном возрасте является наиболее экологическим и востребованным, поскольку позволяет задействовать максимум арт-терапевтический средств, что в свою очередь положительно содействует обоюдному развитию самосознания в системе взрослый (психолог-тренер) - ребенок. Этими средствами являются: танец (как структурированный, так и импровизация), искусства визуального ряда (рисунок, коллаж, лепки, маски, куклы, монотипия и т.д.), сказка (как авторская, так и созданная самими участниками арт - терапевтического процесса), игра, музыкотерапия и терапия ритмом.
Таким образом, как показывает опыт, арт- терапия основанная на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов его саморегуляции и исцеления, способствует общей «гармонизации» личности. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире. И в этом ключе, на наш взгляд, становится возможным переход функций арт-терапевтических воздействий от лечебно-коррекционных к собственно развивающим личностный потенциал, т.е. переход от здоровьясбережения к развитию.
Отредактировано Наталья (2011-09-18 16:56:20)